Интервью с Генеральным директором

28. 04. 2020

На информационном портале Волганьюс опубликовано интервью с Генеральным директором ООО "ТСС-Лизинг" Донченко Татьяной на тему "Рынок лизинга в кризис: новые вызовы и перспективы". 

С текстом интервью можно ознакомиться ниже, а также на портале, перейдя по ссылке.

Рынок лизинга в кризис: новые вызовы и перспективы
Рынок лизинговых услуг по итогам 2019 года продемонстрировал уверенный рост, составивший, по данным рейтингового агентства «Эксперт», около 15%. Тем не менее, сложившаяся сегодня экономическая ситуация оказывает влияние абсолютно на все сектора экономики, в том числе на индустрию российского лизинга. Как будет развиваться рынок лизинговых услуг в текущем году, чем могут помочь лизинговые компании бизнесу в условиях кризиса и нужна ли такая помощь самой отрасли лизинговых услуг, - об этом мы поговорили с директором компании «ТСС-Лизинг» Татьяной Донченко.

- Татьяна, скажите, что будет с лизингом в текущем году, каковы Ваши ожидания в условиях непростой ситуации в экономике?

Действительно, начало нынешнего года принесло нам совершенно новые вызовы, которые еще недавно было сложно прогнозировать. Ситуация с пандемией COVID-19, лихорадящий нефтяной рынок оказывают серьезное влияние в целом на экономику, в том числе, конечно, и на рынок лизинга. Давать прогнозы сейчас дело неблагодарное, но мы уже можем проанализировать первый опыт работы в новых обстоятельствах и попытаться откорректировать свои действия на перспективу.
Что нас действительно приятно удивило, это не снижающийся спрос на лизинг со стороны наших клиентов. Причем мы видим, что заявки на лизинг подготовлены весьма основательно, базируются на хорошо продуманных расчетах и, в том числе, учитывают «новые» риски. Конечно, многое зависит от того, к каким отраслям относятся компании. Но общий инвестиционный спрос,по нашим наблюдениям, остается достаточно высоким.
Безусловно, возникают и сложности при работе в текущих условиях. Многие клиенты обращаются к нам с просьбами о введении льготных периодов по уплате лизинговых платежей. Но, на наш взгляд, большинство этих запросов носят профилактический характер, так как бизнес в период неопределенности на рынке пытается более качественно управлять своими издержками.
В целом, мы понимаем, что год будет непростой, необычный. Наверное, ряд отраслей попадут в сложную ситуацию. Но кризис, это всегда время возможностей и по многим направлениям мы ждем позитивной динамики. Ведь уже отмечено, что такие отрасли, как фармацевтика, логистика, агропромышленный комплекс, крупный инфраструктурные проекты, ИТ могут получить дополнительный импульс к развитию, что влечет за собой спрос на лизинг.

- Татьяна, чем именно лизинг может помочь бизнесу в сложившейся ситуации? Вообще почему лизинг так востребован у предпринимателей?

Лизинг давно стал хорошей альтернативой обычному банковскому кредитованию, и сегодня, в непростой экономической ситуации,мы готовы идти навстречу предпринимателям, помогая приобрести необходимое оборудование без существенных вложений собственных средств на старте.
Объективно лизинг доступнееи проще банковского кредитования, для получения которого нужно пройти большой ряд процедур и соответствовать жёстким требованиям банка, что не всегда и не у всех получается.Лизинговая компания в этом плане гораздо более ориентирована на клиента, и, зачастую, решения принимаются намного быстрееи, более того, с учетом индивидуальных особенностей лизингополучателя. В частности, у нас в компании скорость принятия решений по определенным лизинговым программам снижена до трех дней.
Еще одним очевидным плюсом лизинга является длительный срок финансирования. Анализируя наших клиентов, мы видим, что сейчас большинство банковских кредитов выдается компаниям на срок от одного до двух лет. Это значит, что предпринимателю необходимо постоянно заниматься вопросом рефинансирования. А это всегда дополнительный риск. В случае с лизингом, компания, как правило, получает финансирование на срок амортизации предмета лизинга. Эта разница особенна заметна в случае лизинга оборудования, срок амортизации которого может составлять три, четыре, пять и более лет.
Помимо, скажем так, фундаментальных преимуществ лизинга, есть еще плюсы, которые возникают в текущей экономической ситуации. Например, мы в последнее время столкнулись с тем, чтобольшинство банков оказались сильно перегруженыразличного рода реструктуризациями ранее выданных кредитов. Это сильно отразилось на скорости рассмотрения ими новых кредитных заявок. Зачастую, банки откладывают установление новых кредитных лимитов на неопределенный срок. Лизинг же не подвержен этим проблемам, так как имеет постоянные лимиты в банках, и мы работаем с нашими клиентами в обычном режиме, то есть быстро и оперативно.

- В каких направлениях будет развиваться лизинг, какие перспективные отрасли для ЛК?

Рынок лизинга в России развит достаточно хорошо, он высоко конкурентен, поэтому каждая компания вынуждена постоянно искать новые пути развития с учетом своих сильных и слабых сторон. Мы тоже находимся в постоянном поиске новых идей. И я считаю, что мы достаточно преуспели в этом. Например, одним из новых направлений в 2018-2020 годах для нас стало участие в государственной программе реформирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

- Сфера обращения с ТКО интересна для лизинга?

Да, это потенциально интересный для нас рынок. По итогам прошлого года сотрудничество с компаниями, занятыми в этой отрасли, дало 16% нового бизнеса в рамках нашего портфеля. Сегодня мы работаем с компаниями, отвечающими за вывоз мусора в Челябинской области, Красноярском крае, Республике Башкортостан, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Чите, Псковеи уверены, что это направление нашего бизнеса будет развиваться и дальше, так как реформа в сфере обращения с ТКО предполагает несколько этапов. Первый – создание структуры регионального операторства – достаточно успешно пройден. Второй этап только начинается и подразумевает под собой строительство практически каждым региональным оператором мусоросортировочного комплекса. Создание таких объектов включено в территориальную схему каждого региона. Кроме того, есть необходимость в модернизации старых и строительстве новых полигонов ТКО, перерабатывающих предприятий. Все это – дополнительное оборудование, которое измеряется десятками миллиардов рублей возможного лизинга.
Так что ТКО, это прекрасный пример, когда новая государственная программа сформировала спрос на лизинг. Но, помимо участия в новых программах и проектах, мы стремимся активно входить в те отрасли, которые имеют хорошие перспективы к развитию и где существует потенциально большой спрос на лизинг. Один из примеров, куда мы направили наши усилия в последнее время, это агропромышленный комплекс (АПК).

- Насколько перспективен рынок АПК и продолжится ли рост лизинга в этом сегменте?

Известно, что развитию агропромышленного комплекса в России в последнее время уделяется большое внимание, и это потенциально интересная и перспективная для рынка лизинговых услуг отрасль.По итогам 2019 года доля лизинга в сельскохозяйственной сфере выросла почти на четверть. Аграриям сегодня, также как и остальным отраслям бизнеса, приходится непросто.Безусловно, использование новой современной техники, как во время посевной, так и во время уборки, является одним из ключевых условий получения хорошего урожая.Приобрести такую технику, не имея достаточного количества собственных средств, быстрее и удобнее в лизинг. Наша компания планомерно наращивает свое присутствие в этой отрасли.В частности, недавно мы предоставили в лизинг оборудование для модернизации элеватора в Учалинском районе Республики Башкортостан, который после завершения этих работ будет самым современным комплексом в Зауралье. Примечательно, что для получения техники в лизинг элеватору была предоставлена муниципальная субсидия.

- Татьяна, традиционно драйвером развития экономики страны являются крупные инфраструктурные проекты, что с ними, нужен ли лизинг для них?

Безусловно. Кроме того, нужно учитывать, что после такого масштабного кризиса потребуется полный перезапуск экономики и, в первую очередь, это будет происходить за счет реализации именно крупных инфраструктурных проектов. В частности, планируется увеличить объемы строительства автотранспортной инфраструктуры, при этом наибольший объем автодорожного строительства в перспективе придется на Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа РФ.У нас действует государственная программа «Развитие транспортной системы до 2021 г.», утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Даже 50-процентная реализация этих планов полностью загрузит имеющиеся в стране строительные мощности и потребует дополнительных ресурсов и техники, которую проще и быстрее всего приобрести в лизинг. В свою очередь, предоставление строительной спецтехники в лизинг давно отработанная процедура для лизинговых компаний. В частности, у нас объем таких сделок составляет до 40% нового бизнеса.

- Татьяна, что можно сказать о мерах государственной поддержки лизинговых компаний и лизингополучателей? Они работают?

Да, работают. Государственные федеральные программы субсидирования существуют на рынке лизинга несколько лет. В определенной степени, эти программы стали драйверами развития лизинга в отдельных сегментах рынка. Например, это программа субсидирования лизинга автомобилей Минпромторга, которая оказала серьезную поддержку сегменту лизинга автотранспорта.
Следует, правда, отметить, что отдельные федеральные программы субсидирования ставятся все более формализованными и, отчасти, неповоротливыми, а лимиты финансирования не значительными для того, чтобы серьезно оживить целевой рынок. Например, на 2020 год, на наш взгляд,определен недостаточный уровень лимитов на оборудование и спецтехнику. Есть и другие нюансы, в их числедостаточно длительный процесс согласования путей взаимодействия всех участников, ограниченный срок, в течение которого лизинговая субсидия может быть использована. На практике это может привести к тому, что участники рынка смогут реально работать с субсидиями около полугода, учитывая заложенные процедуры и сроки. Этот срок небольшой сам по себе, а, кроме того, прогнозируемо будут возникать сложности субсидирования лизинга оборудования с длительными сроками изготовления и поставки.
Что нас особенно радует в последнее время, так это активное развитие региональных программ субсидирования. По нашему мнению, это связано с тем, что на региональном уровне намного проще создать и адаптировать программу субсидий к действительным реалиям и нуждам локального рынка. Мы видим, что в тех регионах, где муниципальные фонды поддержки занимают активную и конструктивную позицию, появляются действительновостребованные и популярные программы субсидирования. Мы стремимся активно работать в этом направлении. В частности, в конце 2019 года наша компания «ТСС-Лизинг» стала официальным партнером Фонда Развития Промышленности Тверской области и нами уже была успешно проведена первая сделка по региональной программе «Лизинговые проекты».
Мы надеемся, что в сложившихся условиях, система поддержки лизинга будет продолжаться. Это достаточно востребованный лизингополучателями механизм, который мог бы стать еще одной из мер поддержки оказавшемуся в сложной ситуации бизнесу.Субсидия снижает стоимость услуги лизинга.В нашей компании интерес клиентов к субсидиям стабильно высокий. ТСС-Лизинг активно участвует в программах субсидирования уже несколько лет. За последние три года в нашем портфеле объем сделок с использованием субсидий вырос более чем в 6 раз.